вторник, 23 февраля 2016 г.

Музыка аргентинского танго


Родословная самой чарующей танцевальной музыки прошлого столетия



Вначале была гитара
От мавританцев – испанцам.
    
     После завоевания маврами Испании в начале XV века началось постепенное взаимопроникновение культур. Испанские цыгане переняли некоторые танцы завоевателей и изменили их по своему разумению. Так появился Данца Хитано [исп. Danza Gitano], от которого позднее произошло фламенко (от которого, в свою очередь, ведёт свою родословную пасадобль). После ухода завоевателей из Испании танец Хитано (или хитанхо) постепенно распространился по всей стране и за её пределами.  С расширением армии поклонников  танца его название наоборот сократилось – его стали называть просто «танхо».

       Основные инструменты исполнения – гитара. Позднее добавились флейта и скрипка.
       Стиль – чаще всего «что вижу, то и пою», свободный и фривольный, частенько – непристойный.

       В эпоху завоеваний и колонизации новооткрытых земель испанские переселенцы попадают в Южную Америку, где постепенно смешиваются с аборигенами-индейцами. Испанский «танхо» также взаимодействует с новыми мотивами, рождая в итоге милонгу кампера (в буквальном переводе – «сельская» милонга) – любимый танец непревзойдённых наездников-крестьян гаучо – потомков европейцев и индейцев.
     Основные инструменты исполнения – гитара, кастаньеты, голос. Флейта (за неимением годится крестьянская дудочка или свирель) и скрипка (или индейская вариация чего-то смычкового). В общем, у кого что есть играбельного в заначке для редких праздников.
    
Негритянское влияние.

     Негры в Южной Америке появились тогда, когда крупные испанские доны-землезахватчики наконец поняли, что коренные жители-индейцы (и, тем более гаучо) совершенно не желают порабощаться. Пришлось для работы на плантациях захватывать беззащитных чернокожих Африки. Получалось дешевле, чем беспрерывно воевать с гаучо.
     Впрочем, урок пошёл впрок – невольников опасались уж слишком «прессовать». Проще было дать им некоторую свободу, чем тушить кровью пожары восстания.
      Так черные лица стали появляться на сельских и городских праздниках гаучо. Негры добавили к музыке прототанго ритм и бас барабанов и своих национальных музыкальных инструментов. Милонга слилась в экстазе с негритянской хабанерой! Так рождалось первое танго.

Стихийные уличные танго-оркестры. Период «старой гвардии» (Guardia Vieja)
    
     В 1862 году Аргентина стала единым государством, а Буэнос-Айрес – её столицей. Страна стала быстро превращаться в богатейшую территорию Южной Америки. Буэнос-Айрес стремительно рос, требуя всё новых и новых рабочих рук для грандиозных построек.
       Из перенаселённой бедной Европы за океан двинулась армия работяг в поисках лучшей доли. Одиночество и бедность в часы досуга от тяжёлой работы скрадывали родные мелодии, плывущие по разрастающемуся городу-«миллионеру».  Флейта, гитара и скрипка плели свои прихотливые певучие узоры из музыки Старого и Нового Света. Из танхо, милонги кампера и хабанеры родилось нечто новое!
Становление танго. «Новая гвардия» (Guardia Nuevo)
       Появление в 1917 году композиции La Cumparsita считается началом периода «новой гвардии» в истории музыки танго.
        В начале XX века появился спрос на профессиональных музыкантов. Многие любители стали заниматься только музыкой, что благотворно казалось на уровне исполнения танго. Кроме того, оркестры, наконец, остепенились, перестали быть временно-мобильными и прочно «прописались» в танцевальных залах ресторанов и помпезных борделей. Даже вчерашние подозрительные притоны обзавелись собственными музыкантами.
     Это позволило оркестрантам освоить и применять стационарные музыкальные инструменты. К примеру, гитару заменили на фортепиано, а флейту – на бандонеон (хотя в некоторых оркестрах все эти музыкальные инструменты вполне мирно уживались друг с другом). Музыка стала более разнообразной и насыщенной!
       Первым известным танго-оркестром стал коллектив музыканта Роберто Фирпо (Roberto Firpo), впервые существенно «подтянувшего» уровень своих оркестрантов по сравнению с коллегами. С него началась эпоха профессионалов. Ранее танго было развлечением для талантливых самоучек.
          Хулио де Каро (Julio de Caro) впервые стал делать аранжировки для своего оркестра. До него музыканты «старой гвардии» играли все одновременно. Фактически оркестр Хулио де Каро впервые стал исполнять «настоящее» танго, годящееся, как для танца, так и для слушателей.
      Завершил становление танго Карлос Гардель. Его бесподобный голос, лирическая манера исполнения, чувство стиля принесли ему мировую популярность и славу первого Певца Танго – Cantor de tango. И попутно прославили танго на весь мир, положив начало знаменитой «тангомании».
«Золотая эра танго». 1937-1959 годы.
             Танго звучит везде и всюду. Им пропитан буквально каждый звук в Байросе (так «сокращают» родной город жители Буэнос-Айреса). Оркестры множатся, каждый стремится внести в любимую музыку что-то особенное.
       Хуан Д’Ариенцо (Juan D'Arienzo) - популярнейший дирижёр и композитор того времени. Признанный всеми «Король ритма». Сам выкладывавшийся полностью и требовавший того же от своих музыкантов.
       Карлос ди Сарли (Carlos di Sarli) – поклонники величали его не иначе, как «Сеньор салонного танго». С его роскошных мелодий обычно начинают первые шаги под музыку начинающие тангерос. С его кончиной связывают закат золотого века танго…
       Танго оркестры разрастались иногда до невероятных размеров. Уже никто не удивлялся десятку скрипачей, взводу бандонеонистов, арфистке, мастеру вибрафона и отделению духовых на сцене. К тому же музыка танго обогатилась культурой и школой Старого Света – и стало более разнообразным. Пока не оказалось в упадке из-за власти военных.
Танго. Новая надежда.
        Возрождение танго связано с именем выдающегося мастера бандонеона Астора Пьяццоллы. До него, даже в период своего расцвета танго – это не более чем красивая танцевальная музыка, несерьёзный стиль! На любителя, по большому счёту… Пьяццолла сумел из уличной гармошки сделать респектабельный инструмент для серьёзной музыки… и написать эту музыку! И исполнить! И разнеслась по всем уголкам планеты музыку танго – не только в виде танцевальных мелодий, но и в виде симфоний и прочих «серьёзных» жанров. С экспериментов Астора началась новая волна интереса к музыке танго.
        Возникло так называемое «новое» танго (танго нуэво), исполняемое с применением современных электронных инструментов, эффектов и синтезаторов (иногда нуэво ошибочно назвают просто электро-танго). Также современными коллективами практикуется исполнение классики танго в современной обработке.
Типичный представитель нуэво - GOTAN PROJECT. Под их танго можно медитировать, заниматься спортом. Его можно просто слушать в качестве звукового фона.

Но правильнее всего под музыку танго – танцевать!
Ведь только мелодия танго сливает пару в единое целое, даря ни с чем несравнимое чувство растворения друг в друге и музыке.















Комментариев нет:

Отправить комментарий